Жизнь продолжается
Продажи товаров нелекарственного ассортимента растут
Среди аптечных продаж сильнее всего последний экономический кризис отразился на продажах нелекарственного ассортимента. И вот, похоже, ситуация начала улучшаться. Во всяком случае, за последнюю неделю аналитическая компания DSM Groupe доложила о росте продаж сразу двух категорий нелекарственного ассортимента.
Так, продажи зубной пасты за январь-сентябрь 2017 года увеличились на 11,1% – всего за это время было продано 12 млн. упаковок зубной пасты на сумму 2 305 млн. рублей. Кроме того, на 5,6% выросла средняя стоимость одной упаковки – теперь она равна 192 руб.
Хотя среди нелекарственных категорий средства для ухода за зубами и полостью рта занимают всего 4%, их ассортимент постоянно расширяется, и некоторые группы растут более высокими темпами. Например, увеличилась популярность электрических зубных щеток: если в 2012 году на них приходилось всего 0,5% продаж группы, то в 2017 год – уже 2,1%.
Высокую динамику показывают «нетрадиционные» продукты: объем категории «спрей для полости рта» прибавляется ежегодно в среднем на 52%; «ершики межзубные» – на 44%.
Однако основной объем этого сегмента занимают зубные пасты –32,5% от общего объема средств для ухода за полостью рта. 32% продаж составляют средства по уходу за зубными протезами (пасты, кремы, гели и другие специальные средства), 12,7% – зубные щетки (в том числе электрические).
Что касается производителей, то в упаковках рынок зубных паст практически поровну поделен между брендами отечественного и зарубежного производства. Однако продажи российских брендов чуть ниже – 46,9%. В январе-сентябре 2017 года доля продаж российских средств для ухода за полостью рта существенно выросла (+20,7% в рублях и 15% в упаковках). Показатели приростов объемов продаж импортных средств более скромные: +3,8% в стоимостном выражении, в упаковках отмечено снижение на 3,3%. Одна упаковка отечественной зубной пасты стоила в ценах реализации аптек около 177 рублей, импортное средство дороже – 207 рублей.
Также рост продаж, хоть и не такой внушительный, как у зубных паст, был отмечен у средств барьерной контрацепции: за январь-сентябрь 2017 года их было продано на 2,9% больше, чем за аналогичный период 2016 года. И хотя до показателей предыдущих лет, когда рынок показывал рост в пределах от 9,5% до 32,2%, еще далеко, увеличение объема продаж является успехом после провала 2016 года.
Также рост продаж, хоть и не такой внушительный, как у зубных паст, был отмечен у средств барьерной контрацепции: за январь-сентябрь 2017 года их было продано на 2,9% больше, чем за аналогичный период 2016 года
Средства барьерной контрацепции занимают около 1,7% в объеме продаж парафармацевтических групп товаров, при этом рынок довольно разнообразен. В 2017 году в аптеки Российской Федерации поступило 414 наименования презервативов, продаваемые под 43 брендами и производимые 35 компаниями.
67% продаж аптек в натуральном выражении составляют средства барьерной контрацепции, выпускаемые в упаковке «№3». В стоимостном выражении лидирующее место занимает упаковка «№12», которая составляет 49% в структуре выручки аптек в категории средств барьерной контрацепции. В 2017 году выросла популярность упаковки «№1» – с 5,6% до 9,1% в натуральном
Средневзвешенная цена одной упаковки презервативов в ценах продажи по итогам 2017 года составила 231 рубль, что соответствует цене 2016 года. При этом один презерватив обходится потребителю в среднем по 44,7 рубля. Самый дешевый презерватив из ТОП-10 производится под брендом Viva – 14 руб., самый дорогой выпускается под маркой Play Boy – 76 рублей.