Съесть слона по кусочкам
Микрообучение в онлайн-образовании
Онлайн-обучение или e-learning – обучение с применением мультимедиа и интернет-технологий – еще недавно было инновационным форматом образования. Но, неуклонно расширяясь за последнее десятилетие, e-learning постепенно стал привычной, даже классической формой дистанционного обучения. И теперь уже внутри этого формата создаются новые способы его осуществления. Одним из них стало микрообучение или microlearning.
Известно, что львиная доля учащихся, столкнувшись со слишком громоздкими курсами, бросает их, так и не закончив. Об этом свидетельствует и статистика портала «Фармтьютор», согласно которой первостольники охотнее просматривают видеоуроки и проходят тесты к ним, если ролик не слишком продолжительный.
Эту проблему и попытались решить создатели microlearning. Впервые термин был определен в 2004 году Герхардом Гасслером и подразумевал получение знаний в виде небольших блоков, каждый из которых можно легко изменить, переставить или вообще исключить.
Эту проблему и попытались решить создатели microlearning. Впервые термин был определен в 2004 году Герхардом Гасслером и подразумевал получение знаний в виде небольших блоков, каждый из которых можно легко изменить, переставить или вообще исключить.
Основываясь на особенностях человеческого восприятия и клипового сознания людей 21 века при обучении по принципам microlearning объемный курс разбивается на короткие уроки (чаще – в форме видео-клипов) по 5–7 минут каждый. В противовес «классическому» часовому уроку такие микро-уроки призваны помочь ученику освоить материал малыми шагами, «съесть слона по кусочку», а также учиться в перерывах между работой – ведь легче найти 5–10 минут свободного времени, чем ждать перерыва или окончания рабочего дня. Таким образом курс становится более гибким, а полученная информация – более актуальной.
Но микрообучение – это не просто разделенный на маленькие кусочки большой курс, это самостоятельные элементы, которые при этом вписаны в общую стратегию обучения. Чаще всего микрокурсы посвящены одной конкретной теме. Это очень удобно, если возникает необходимость срочно обучить чему-то сотрудников, не затрачивая при этом огромного количества ресурсов. Например, это может быть видеоролик, в котором наглядно демонстрируется выполнение какого-то действия.
Наиболее эффективным микрообучение будет в следующих случаях:
- когда для обучения необходимо освоить отдельные факты, эпизоды;
- микрообучение охватывает часть процесса или действия;
- требуется простое или не слишком сложное обучение;
- технологии обеспечивают доступ к обучающим материалам в любое время и в любом месте.
Повторимся – микрообучение – это больше, чем просто коротко. Оно подразумевает наличие информации, необходимой для достижения определенной цели, чаще всего – ответа на вопрос «как?». Например, как предложить посетителю аптеки средство от насморка или как работать с возражениями клиента. Именно поэтому фармкомпании были одними из первых, кто подхватил эту инициативу – уже в 2008 году компания «АстраЗенека», одна из первых в фарминдустрии, внедрила концепцию микрообучения для госпитальных представителей.
Несмотря на простоту использования и несомненную пользу микрообучения, у этой технологии есть и минусы. Прежде всего, это невозможность пройти объемную тему «в один присест». Прерывания после 5-ти минутных клипов, паузы, снова вовлечение в процесс – такой «рваный» темп сам по себе может лишить концентрации. В какой-то момент захочется убрать «заставки» и сосредоточиться на предмете.
А вторым минусом является то, что микрообучение не тренирует внимание – обучающиеся привыкают к коротким урокам, и им становится все труднее сконцентрироваться на чем-либо.