Сплошной стресс
Как избежать психологического перенапряжения на работе
Стресс среднестатистического аптечного работника начинается задолго до прихода на рабочее место, ведь жители больших городов постоянно находятся в состоянии напряжения. Важно везде и все успеть: утром привести себя в порядок, позавтракать, отправить детей в школу. Успеть на автобус и, наконец, на работу.
И все же, несмотря на то, что стресс является нормой нашей жизни, не стоит забывать, что постоянное состояние напряжения на работе существенно снижает производительность труда, подрывает физическое и эмоциональное здоровье. Именно поэтому так важно найти способы, чтобы держать производственный стресс под контролем.
Стресс – реакция организма на очень сильное воздействие (физическое или психологическое), и соответствующее состояние нервной системы. Для организма не имеет значения, является ли воздействие позитивным или негативным: и большая радость, и глубокая печаль — это стресс, потому что оба состояния выводят организм из равновесия.
Реакции, вызываемые стрессом, генерируют энергию, помогающую человеку справиться с воспринимаемой угрозой (стрессором). Некоторое время все хорошо, но, если стрессор не устранен, а энергия не находит выхода (как при физических упражнениях), это начинает истощать человека. В конце концов, стресс приводит к упадку сил, физическому заболеванию, гневу, беспокойству, депрессии, раздражительности, нервозности и скуке.
По данным опросов, проводимых страховыми компаниями:
- 1000000 отлучек с рабочих мест был вызван стрессами,
- 27% опрошенных работников различных фирм заявили, что к большинству стрессов в их жизни привела работа,
- 45% заявили, что стрессы, связанные с работой, имеют очень высокий или чрезвычайно высокий уровень,
- одна треть рабочих думали об уходе исключительно из-за стрессов, связанных с работой,
- 70% заявили, что стресс на работе снизил их физическое и умственное здоровье.
Стресс на работе может стать причиной саботажа, агрессии, враждебного поведения и жалоб, неудовлетворительного исполнения служебных обязанностей, сопротивления указаниям руководства, неспособности сосредоточиться и принять решение. Изменяется поведение сотрудника: он может начать курить, пить, переедать или, наоборот, голодать. Исследования подтвердили наличие прямой связи между стрессом и прогулами, а также текучестью кадров.
Конечно, стресс отдельного сотрудника может быть вызван личными причинами, но в основном главный повод для стресса заключается в неверной организации работы.
Слишком большая рабочая нагрузка
Из-за ошибочных представлений о возможностях человека, ошибок в планировании и других причин на одного работника сваливается слишком много работы, требующей длительного напряжения физических и умственных способностей, здоровья, траты личного времени. У работника возникает тревожность, чувство безнадежности, сожаления по поводу потерь времени и сил.
Слишком малая рабочая нагрузка
Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, тоже обычно чувствует беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной структуре организации и ощущает себя явно обделенным.
Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, тоже обычно чувствует беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной структуре организации и ощущает себя явно обделенным.
Конфликт ролей
Конфликт ролей является следствием неверного распределения прав и обязанностей в организации, то есть в самом распределении ролей заложена «бомба», которая рано или поздно «взорвется». Например, конфликт ролей может произойти в результате нарушения принципа единоначалия (два руководителя в иерархии могут дать работнику противоречивые указания).
Конфликт ролей может быть также следствием устоявшихся неформальных отношений сотрудников, наличия альтернативных лидеров, альтернативных отношений между сотрудниками, альтернативных ценностей. В этой ситуации индивидуум может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования руководства – с другой. Особенно остро такой конфликт ролей может проходить с участием новичков, по отношению к которым старожилы устраивают своеобразную «дедовщину».
Неопределенность ролей
Неопределенность ролей возникает тогда, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования не будут противоречивыми. Человек страдает от неопределенности и зыбкости своего положения, в результате чего может перерабатывать или недорабатывать. Люди должны иметь правильное представление об ожиданиях руководства – что они должны делать, как они должны делать и как их после этого будут оценивать.
Неинтересная работа
Работники, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой, как это показано в ряде исследований. Монотонная, бедная событиями работа вызывает у человека ощущение пустоты, никчемности своего существования. Время для такого работника тянется бесконечно медленно, что является причиной психического напряжения.
Следует учитывать, что разным людям одна и та же работа может казаться интересной или скучной. Распространенное «самолечение» работников от скуки – разговоры между собой, совместные чаепития, перекуры и т.п. В отсутствии контроля продолжительность такого «самолечения» стремится занять все рабочее время. В свою очередь педантичный контроль руководства влечет недовольство руководством, которое может вылиться в конфликты.
Переизбыток информации
Слишком большие объемы информации, которые необходимо перерабатывать могут вызывать психологические стрессы разной тяжести.
Неблагоприятные физические факторы
Холод и жар, влага, шум и сильные запахи, чрезмерно яркое или слабое освещение – все это также может являться причиной стрессов.
Высокая ответственность
Слишком высокая ответственность в сочетании с невозможностью в полном объеме контролировать ситуацию может вызвать очень сильный хронический стресс работника.
Стрессогенный стиль управления руководства заставляет пребывать работников в постоянном психологическом напряжении.
Скользящий график
Сменная работа или работа по скользящему графику часто затрудняет одновременное удовлетворение производственных и личностных потребностей, что способствует возникновению стресса.
Чтобы предотвратить негативное воздействие стресса на работников аптеки, при организации работы руководитель всегда должен следовать следующим правилам:
● формирование благоприятного социально-психологического климата, который служит не только профилактикой стрессогенных факторов, но и обладает восстанавливающим эффектом, обеспечивающим сплоченность и взаимоподдержку в коллективе;
● распределение обязанностей, полномочий и ответственности с учетом способностей и возможностей сотрудников, исключение ситуаций ролевого конфликта;
● привлечение персонала к участию в принятии решений, предоставление им сферы влияния (вопросы организации собственного рабочего места, планирования своего рабочего времени и т.п.);
● снижение неопределенности с помощью предоставления сотрудникам регулярной обратной связи о результатах их труда, информирования о принципах системы поощрения/наказания, о предстоящих изменениях в организации и о том, как они отразятся конкретно на каждом работнике.
В конце концов, управление стрессом становится не такой уж непосильной задачей. Достаточно помнить самый главный алгоритм роста стресса:
- стресс увеличивается, если возможности контроля работником за своей деятельностью уменьшаются, а психологические требования к нему (рабочая нагрузка, ответственность, монотонность деятельности и др.) растут;
- стресс уменьшается, если контроль растет, а психологические требования уменьшаются;
- стресс уменьшается, если увеличивается социальная поддержка со стороны сослуживцев и администрации, а также членов семьи.