Сопротивление небесполезно
ФармТьютор - это сообщество провизоров и фармацевтов, которым интересна тема онлайн-обучения. Просматривайте видеокурсы в удобное для вас время с любых устройств.

Чат службы поддержки

×

Пожалуйста, представьтесь, перед началом диалога

Настоятельно просим, перед тем как задать вопрос, посмотреть тут, уверены, в нашей базе уже есть ответ на ваш вопрос😉

ПОМОЩЬ
выводим опрос...
X
16-й Международный форум "MedSoft-2020"
				выставка и конференция по медицинским информационным технологиям 7 - 9 апреля 2020 Москва. Центральный выставочный комплекс «ЭКСПОЦЕНТР». Павильон №2, зал №5 Вход свободный и бесплатный. Командировки отмечаем. Время работы форума:  7 и 8 апреля - с 10:00 до 18:00,  9 апреля - с 10:00 до 16:00
+7 (925) 411-21-86
Горячая линия
125167, г. Москва, Ленинградский проспект, д. 47/2, БЦ «Регус Авион», офис 427
Режим работы: с 10:00 до 18:00 (МСК)
Задать вопрос
© 2017-2024 ООО «ФАРМКЛУБ»
ИНН 7743805424
ОГРН 1117746012526
Режим работы
Ежедневно с 10:00 до 18:00
+7 (925) 411-21-86
Горячая линия
Задать вопрос

Сопротивление небесполезно

Что делать, если сотрудники не хотят учиться

Итак, вы уже уверены в необходимости постоянного дополнительного профессионального обучения для работников вашей аптеки. И даже наладили этот процесс (например, используя возможности образовательного портала «ФармтТьютор). Однако сотрудники аптеки почему-то не горят желанием повышать уровень своего образования, вяло, но упорно сопротивляясь нововведениям. Что делать в такой ситуации?

 784cf0e24e37a51bd67c73b76dc0a039_ab47e8.jpg

Для начала необходимо осознать, что сопротивление – естественная и, ни странно, необходимая часть любого обучения. Психологическое сопротивление – это реакция, призванная защитить личные ценности и привычки и не допустить болезненных переживаний, связанных с потерей психологической безопасности и снижением самооценки. Сопротивление – продукт подсознательный и может принимать любые формы – от прямой конфронтации с теми, от кого исходит инициатива обучения, до сонливости, скуки и головной боли. А главная функция этого процесса заключается в том, что, сопротивляясь всему потоку информации, обучающийся отбирает для себя действительно необходимые знания и отсеивает все ненужное. Эффективные защитные механизмы работают как фильтры, которые с одной стороны, дают возможность быть независимыми от внешней информации и организовывать свою работу по собственному усмотрению, но, в то же время, быть открытым для полезных сведений.

Задача руководителя заключается в ослаблении только «избыточного» сопротивления. Дело в том, что любое обучение в группе проходит несколько этапов, и в каждом из них сопротивление участников обусловлено различными причинами. Но если сопротивление сотрудников не дает им возможность перейти из одного этапа в другой – тогда настала пора вносить корректировки в сам процесс обучения.

Рассмотрим, какие существуют стадии обучения в группе и причины сопротивления в каждом из них.

1.    Незаинтересованность в обучении

На этом этапе участники обучения незамотивированы в получении знаний и в обсуждении актуальных проблем. С него всегда начинаются корпоративные группы, где обучение проводится по инициативе «сверху» без информации о целях и задачах для трудящихся «снизу».

Сопротивление на этом этапе выражается в равнодушии и пассивности обучаемых («Мы уже это знаем», «Все будут учиться, а работать кто будет?»).

Любое обучение в группе проходит несколько этапов, и в каждом из них сопротивление участников обусловлено различными причинами

Причиной «застревания» на данном этапе чаще всего является то, что люди не понимают, в чем смысл предложенного им обучения, что оно им может дать. Соответственно, справиться с сопротивлением в этой ситуации поможет обсуждение целей, задач и тематики обучения и поднимаемых вопросов, закладывания формулы типа «изучать информацию и делать упражнения для того, чтобы потом легче было работать».

2.    Открытое восприятие новой информации

На этом этапе обучающиеся интересом и большим желанием воспринимают новую информацию, эмоционально вовлечены работу над ней, с удовольствием выполняя необходимые задания и упражнения. Однако и в этом случае сопротивление может спровоцировать ненужное застревание на данной стадии.

Одной из причин может быть расхождение между «правильной» (смоделированной во время обучения) и обычной реальностями, которые остаются в сознании сотрудников как два параллельных мира. В результате в конкретной рабочей обстановке применить новые знания невозможно, потому что они просто из другого измерения. Подтверждением такой проблемы могут быть заявления типа: «Система воронки аптечных продаж – это очень хорошо, но в наших условиях пока ее применять рано».

В этом случае сопротивление преодолевается с помощью «перебрасывания мостов» от общих закономерностей к конкретным ситуациям. Например, руководитель может попросить продемонстрировать, как использовать новую технику продаж в конкретной ситуации и таким образом подтолкнуть сотрудников к переходу на третий этап обучения.

3.    Адаптация теоретических закономерностей под практические схемы работы

На данном этапе сотрудники похожи на подростков, сознательно отрицающих правила, которым их учили всю жизнь. Новая информация снова начинает восприниматься критично, многие начинают открыто высказывать свое несогласие с необходимостью обучения. Однако, как это ни странно, вступление в данную фазу означает движение вперед, и грамотному руководителю нужно понимать, как работать с сотрудниками на этом этапе.

Часто встречаются следующие высказывания:

  • «Мы это и так знаем».
  • «Для нашей ситуации это не подходит».
  • «Материал слишком общий/частный».
  • «Если мы так сделаем, у нас ничего не получится».

Единственный правильный способ работы на данном этапе – переформулирование критики. Как для руководителя, так и для самого участника важно понять, что стоит за фразой: «Для нашей ситуации это не подходит». Здесь могут помочь такие вопросы:

При столкновении с новыми информационными сложностями или трудностями взаимодействия слушатели могут опять демонстрировать пассивность, восхищение или недовольство

«Давайте разберемся вместе, как это применить. Может быть, есть какие-то соображения, как это будет работать в конкретной ситуации?»

«Возможно, это не очень подходит для вашей ситуации, а почему вы так думаете?»

После этого может оказаться, что «для нашей ситуации это не подходит» расшифровывается как «помогите мне понять, как я это могу применить».

Как только сотрудники скинут накопившееся напряжение и пересмотрят свои ожидания по поводу обучения, то, наконец-то, они перейдут к этапу, когда эффективность от обучения будет максимальна.

4.    Разработка конкретных индивидуальных схем и стилей работы

На этом этапе обучающиеся заняты непосредственным совершенствованием своего стиля работы. Они демонстрирует высокий уровень продуктивности и работоспособности, активно включены в процесс работы и открыты для общения друг с другом. Сопротивление фактически отсутствует. В отличие от второго этапа новые идеи воспринимаются с долей здоровой критики и с пониманием того, что нет совершенных законченных моделей, которые можно применить к любой ситуации без каких-либо изменений.

Однако если ваши сотрудники достигли данного этапа, то это не означает, что теперь «все будет хорошо». При столкновении с новыми информационными сложностями или трудностями взаимодействия слушатели могут опять демонстрировать пассивность, восхищение или недовольство. Вместе с тем данные этапы проживаются на новом более качественном витке.


Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.