Научиться учиться

Научиться учиться

Стратегии развития быстрой обучаемости


Многие полагают, что способность учиться – это некий талант, дарованный, как и цвет глаз, с рождения. Но все большее число исследований показывает, что обучаемости можно научиться так же, как как и всему остальному. Благодаря специально разработанным стратегиям для улучшения способности учиться мы все можем быстрее и эффективнее совершенствовать свои знания. Другими словами – совершенствоваться в совершенствовании.

5 компонентов высокой обучаемости

Существуют 4 компонента, способствующие развитию обучаемости, и один препятствующий фактор.

Новаторство. Это способность подвергать сомнению устоявшиеся суждения и пересматривать собственные убеждения в поиске новых путей для решения старых вопросов. Высокообучаемые люди генерируют новые идеи благодаря их способности смотреть на вещи с разных точек зрения.

Импровизация. Обучение на опыте чаще всего происходит в процессе решения незнакомых проблем. Однако для того чтобы вырасти, человек должен оставаться вовлеченным в ситуацию, принимая связанный с неопределеннстью стресс, и, в конечном счете, быстро адаптироваться. Это требует наблюдательности, умения слушать, а также способности быстро обрабатывать информацию. Такие качества позволяют высокообучаемым людям быстро схватывать навыки и действовать лучше, чем их менее гибкие коллеги.

Самоанализ. Простое получение опыта не гарантирует того, что человек чему-то научится, и люди, привыкшие постоянно учиться, знают об этом. Им необходима обратная связь, и они всегда анализируют свои действия. Они имеют более глубокое понимание себя, других и, как результат – видение проблем.

Авантюризм. Еще один ключевой компонент обучаемости представляет собой погружение в незнакомые обстоятельства с целью попробовать что-то новое. Люди с гибким мышлением готовы рисковать, они комфортно чувствуют себя в ситуациях стресса, поэтому добровольно идут туда, где успех не всегда гарантирован. Они постоянно учатся и накапливают уверенность, как бы вытягивая себя из зоны комфорта, и в итоге постоянно достигают успеха.

«Разрушитель» быстрой обучаемости – защита. Открытость новому опыту – основополагающее условие для обучения. Нет ничего удивительного в том, что люди, обороняющиеся в момент получения критической обратной связи, как правило, учатся хуже. Высокообучаемые люди ищут обратной связи, обрабатывают ее и адаптируются, основываясь на своем новом понимании себя и ситуации. Нужно помнить, что те, кто уже достиг успеха, также могут закрыться от информации, поступающей извне.

Оцениваем свой уровень обучаемости

Теперь на основе этих пяти параметров можно оценить свой текущий уровень обучаемости. Для этого надо выбрать варианты ответа в каждом из пунктов.

Я…

Новаторство

Критически оцениваю ситуацию и ищу возможности для нововведений

или

Добиваюсь максимальной эффективности использования доступных средств

Ищу новые идеи и технологии, которые помогли бы решить текущие проблемы

или

Ищу быстрое решение для проблемы и перехожу к следующей

Импровизация

Максимально глубоко погружаюсь в проблему, пытаясь понять ее неочевидные аспекты

или

Принимаю решения, руководствуясь опытом и интуицией

Подготовлен к стрессовым ситуациям и не впадаю в панику

или

Стресс мотивирует меня на быструю работу

Самоанализ

Размышляю и критически оцениваю свой опыт

или

Стараюсь максимально ускорить решение задач, чтобы успеть все

Учусь на старых ошибках, чтобы не совершить новые

или

Легко забываю о прошлом и всегда ориентирован на будущее

Авантюризм

Готов взять на себя новые задачи, которые сопряжены с ответственностью

или

Выбираю для себя задачи, в которых с наибольшей вероятностью добьюсь успеха

Горжусь собой после решения сложной проблемы

или

Налаживаю работу таким образом, чтобы проблемы решались сами собой

Защита

Оцениваю свой вклад во взлеты и падения проекта

или

Ценю свои успехи и нахожу оправдания неудачам

Нуждаюсь в обратной связи и ищу людей, готовых мне ее дать

или

Готов выслушать оценки моей работы от тех, кто желает их высказать

Если выбранные ответы находятся преимущественно в левой части таблицы, то, скорее всего, у вас уже достаточно хорошо развиты все компоненты высокой обучаемости. Если выбор пал на черты, перечисленные справа, значит, у вас еще есть зоны для роста. Так или иначе, развивающие эти развивающие практики помогут вам повысить текущий уровень обучаемости.

Газ в пол!

Новаторство. Старайтесь найти новые решения для любой ситуации, даже той, которая вам уже знакома. Устраивайте мозговой штурм выполняемых задач, используйте для этого непривычные техники.

При возникновении проблемы задайте себе вопросы:

  • Что мешает использовать новый метод для решения этой задачи?

  • Смогу ли я решить задачу по-другому, если снять то или иное ограничение моих возможностей?

Как это работает? Мы часто выбираем первое пришедшее в голову решение, а не тратим время на оценку того, является ли это решение действительно оптимальным в долгосрочной перспективе.  Пробуя новые подходы, мы можем обнаружить новые методы реализации, которые могли бы сэкономить нам время и силы и открыть нам новые горизонты, которые иначе нельзя было бы увидеть и изучить.

Импровизация. Имея дело с нестандартными ситуациями, опирайтесь на свое прошлое, ищите сходные структуры и проблемы, модифицируйте использованные ранее решения.

Не бойтесь задавать вопросы – ищите возможности получить максимально возможный набор данных. Если возникает ощущение загнанности, сделайте перерыв, не принимайте решения под давлением.

Как это работает? Когда мы находимся в стрессовой ситуации, то можем ощущать необходимость решить все побыстрее. По иронии судьбы, осознанный поиск идей и решений отгораживает нас от мудрости других людей и собственного опыта. Вдохновение часто приходит из подсознания; открытость к этой сфере может зажечь в вас новые идеи, которых иначе никогда бы не было.

Самоанализ. Попросите человека, которому вы доверяете оценить вашу работу. Старайтесь не протестовать и не оправдываться, только задавайте уточняющие вопросы.

Чтобы оценить свою работу, обговорите ее с коллегами, обсудите три вопроса:

  • Что произошло?

  • Почему ситуация развивалась именно так?

  • Какие активности мы должны предпринять или приостановить, чтобы прийти к успеху?

Как это работает? В наших слишком суетливых рабочих буднях, где за одним выполненным делом сразу же следует другое, трудно найти время остановиться и оглянуться. Обучение происходит тогда, когда мы выделяем время на это и пытаемся посмотреть на все чуть шире, чем просто на события, и спросить себя, почему все произошло именно так. Поиск методов достижения такого состояния, как наедине с собой, так и в окружении других, очень важен в процессе обучения на собственном опыте.

Авантюризм. Выходите за границы зоны комфорта – беритесь за задачи, которые вас пугают. Не стоить браться за проекты с высоким риском, но, в то же время, нельзя позволять себе выбор с гарантией успеха. Заручитесь чьей-нибудь поддержкой на случай, если не будете справляться с новой задачей.

Как это работает? Мы слишком часто концентрируемся на краткосрочной эффективности ценой личностного развития. Даже наши наиболее сильные стороны могут стать проблемой, если применять их слишком часто. Принятие на себя новых задач позволяет нам выйти за пределы зоны комфорта и выработать новые навыки и подходы, которые могут стать важными составляющими нашего арсенала в будущем.

Защита. Относитесь к обратной связи как к капиталу, который будет приносить вам доход в виде личного и карьерного роста.

Не возражайте критикующему вас человеку и не давайте никаких оправданий, даже мысленно. Ваша задача – получить обратную связь и оценить ее, а не убедить собеседника в том, что он неправ.

Как это работает? Получение обратной связи часто может быть пугающим опытом. В таком случае срабатывает инстинктивное желание отгородиться от комментариев, возможно, отшутившись или атаковав говорящего в ответ. Однако переходя в режим самосохранения и пытаясь защититься, мы закрываемся для того, что могло бы произойти. Только на недавнем прошлом, а не на давнишних событиях, мы можем учиться и расти.


Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.