Как дела у онлайн-обучения?

Как дела у онлайн-обучения?

EdTech набирает обороты

Издание East-West Digital News в партнерстве с Фондом общественного мнения, изданием Russia Beyond The Headlines, digital-платформой VB Profiles, изданием Rusbase, «Нетологией Групп», ФРИИ, Высшей школой экономики и агентством Сomscore представило большое исследование российского рынка онлайн-образования, или EdTech.

Эта глобальная работа охватила все аспекты отечественного онлайн-обучения – структуру и объем рынка образования, его игроков, бизнес-модели, образовательные механики, тренды, прогнозы, законодательные инициативы и так далее. С полной версией исследования можно ознакомиться здесь, мы же рассмотрим наиболее интересные данные, касающиеся дополнительного профессионального образования (ДПО), частью которого является наш образовательный портал для провизоров и фармацевтов «ФармТьютор».

 

Структура ДПО

В сегмент дополнительного профессионального образования входят услуги непрерывного образования для взрослых, преимущественно в возрасте от 25 до 64 лет. В расчет рынка включались следующие услуги: курсы повышения квалификации, корпоративное обучение, программы повышения квалификации в российских и зарубежных университетах (онлайн и офлайн), массовые онлайн-курсы, семинары, тренинги и стажировки.

По данным исследования РАНХиГС «Мониторинг ДПО в России» (2016), наиболее востребованы в этом сегменте дополнительные образовательные услуги российских университетов, включая дистанционное обучение (49%); семинары, тренинги и курсы повышения квалификации в коммерческих организациях (39%).

По данным исследования РАНХиГС «Мониторинг ДПО в России» (2016), наиболее востребованы в этом сегменте дополнительные образовательные услуги российских университетов, включая дистанционное обучение (49%); семинары, тренинги и курсы повышения квалификации в коммерческих организациях (39%).

 

Основные причины обращения за услугами ДПО и наиболее востребованные навыки

1.JPG

 

 

Корпоративное обучение

 

Из материалов исследования НИУ ВШЭ «Мониторинг экономики образования» (2016) следует, что объем затрат компаний на корпоративное обучение стал резко снижаться в начале 2014 года на фоне финансового кризиса. За исключением сферы бизнес-услуг ни в одной из рассматриваемых ключевых отраслей масштабы обучения не были восстановлены до уровня докризисного 2013 года.

В целях экономии многие компании организовали дополнительное профессиональное обучение, используя собственные ресурсы и структуры. Примерно у 30% опрошенных организаций существует своя учебная инфраструктура.

В частности, у 13% компаний есть свой учебный центр, а у 17% — внутренние учебные курсы. Вместе с тем значительная часть компаний по-прежнему обращается к внешним частным подрядчикам для обучения своих сотрудников. Так, обучение сотрудников в частных организациях – провайдерах услуг ДПО финансировали 40% российских компаний, а еще в общей сложности 30% пользуются услугами государственных провайдеров (вузов, учреждений СПО, центров повышения квалификации).

 

Объем рынка ДПО

 

По расчетам исследователей, рынок дополнительного профессионального образования на конец 2016 года оценивается в 105,1 млрд рублей. Однако, по прогнозам, численность взрослой аудитории дополнительных услуг в образовании будет уменьшаться ввиду неблагоприятной динамики демографических показателей в когорте 25–64 года. Сократится и объем рынка: приблизительно до 104 млрд рублей. в 2021 году.

Средневзвешенное значение чека по всем офлайновым программам обучения в 2016 году составляло 25,8 тысяч рублей для индивидуальных слушателей и 9,7 тысяч рублей для корпоративных клиентов. Доля денег, потраченных на ДПО самими слушателями, к 2021 году составит примерно 66,3 млрд рублей, еще 37,6 млрд рублей — затраты компаний на обучение сотрудников.

 

Аудитория онлайн-образования

 

По данным опроса аудитории ДПО (РАНХиГС, 2015), выбор в пользу онлайн-обучения люди совершают чаще всего в условиях нехватки времени при высоком базовом уровне образования. При этом нехватка времени была одной из основных причин отказа от прохождения ДПО: такой вариант ответа выбрали 27% опрошенных.

Разумеется, проблема дефицита времени ощущается главным образом в Москве и крупных городах с населением от 1 млн человек. Пиковый возраст аудитории онлайн-обучения попадает в диапазон 36–45 лет – несколько выше среднего возраста получающих ДПО в целом.

Выше у нее и средний уровень образования. В разрезе по профессиональным группам опрошенных стоит отметить большую популярность интернет-обучения среди бизнесменов и самозанятых, а также руководителей – в общей сложности 23 и 19% от числа всех опрошенных в рамках проекта «Евробарометр» (РАНХиГС, 2015).

86% прошедших онлайн-курсы оценивают их позитивно или скорее позитивно. Даже бесплатные интернет-курсы, по словам респондентов, способствуют успехам на рабочем месте. При этом 73% опрошенной аудитории оплачивали самостоятельные онлайн-занятия.

 

Что мешает получению ДПО


2.JPG









Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.