До чего дошел прогресс
Дистанционное обучение перенимает эстафету у фармкружков
Обучение сотрудников аптеки – один из наиболее действенных способов, используемых фармкомпаниями для продвижения своей продукции. Традиционной базой для презентаций лекарственных препаратов является так называемый фармкружок – мероприятие, берущее свое начало еще с советских времен.
Когда-то фармкружки представляли собой производственные совещания, на которых работники кабинетов фармацевтической информации рассказывали о свойствах и особенностях отдельных наименований лекарств. Последние десятилетия роль просветителей взяли на себя представители фармкомпаний. Традиционно эти занятия представляют собой 20-минутную презентацию нового препарата, в которой дается его характеристика, сравнительный анализ по отношению к аналогам, плюсы и минусы использования, возможные побочные эффекты, взаимодействие с другими ЛС.
Следующим этапом развития фармкружков компании-производители начали не только презентовать новинки, но и обучать первостольников технике и психологии продаж. При этом семинары проводят уже не только медпредставители, которые в большинстве своем имеют медицинское образование, но и бизнес-тренеры, которые на примере определенного препарата отрабатывают схемы работы с возражениями, инструменты допродаж и так далее.
Но прогресс не стоит на месте, и сегодня традиционные обучающие офлайн-площадки начинают постепенно сдавать свои позиции, а образование медленно, но верно уходит в онлайн
Но прогресс не стоит на месте, и сегодня традиционные обучающие офлайн-площадки начинают постепенно сдавать свои позиции, а образование медленно, но верно уходит в онлайн. Эти изменения затронули в том числе и фармкружки – и новым этапом их развития стало дистанционное обучение сотрудников аптек.
Почему мы уверены, что онлайн-образование в итоге станет главной и единственной формой обучения? Потому что оно выгодно всем – и аптекам, и сотрудникам, и фармкомпаниям. Но если преимущества обучения онлайн для первостольников и их работодателей очевидны, то, возможно, выгоды этой формы обучения как инструмента продвижения препаратов лежат на поверхности не столь явно. Давайте копнем глубже на примере дистанционного обучения на портале «ФармТьютор»!
Я сам!
Как известно, чтобы презентация нового препарата достигла своей цели – увеличения продаж – мало просто предоставить о нем информацию сотрудникам аптек. Положительный отклик будет наблюдаться только тогда, когда фармацевты позитивно относятся к обучению. Как правило, офлайн-фармкружки проводятся по договоренности с заведующей аптекой, не учитывая мнения рядовых сотрудников. Негативное отношение к этому мероприятию, а значит, и к тому, чему оно обучает, в этом случае гарантировано. А при просмотре лекций на портале «ФармТьютор» первостольник сам проявляет инициативу, его заинтересованность подкрепляется бонусными баллами, и, как следствие, обучение вызывает только позитивные эмоции.
Без спешки
Жесткий временной регламент, а порой и банальная спешка, сопровождающие традиционные фармкружки – причины, всегда негативно влияющие на качество обучения. В то время как обучение на портале дистанционного обучения не ограничено по времени, проводится в свободное время фармацевта, что обеспечивает высокий уровень усвоения информации.
Скука прочь!
Основной формат проведения семинара компании на фармкружке ограничен лекцией и дальнейшим общением медпредставителя и фармацевта. А дистанционное образование дает возможность использовать любые креативные форматы, повышающие интерес к обучению – анимацию, диалоговый тренажер-симулятор продаж, видеотренинг и так далее.
Тест пройден!
Если по итогам визита представителя фармкомпании проводится тестирование, фармацевт в лучшем случае отвечает на вопросы, ответы на которые фиксируются медпредставителем. По окончании просмотра видеокурса на портале «ФармТьютор» фармацевт проходит тест на проверку знаний, по итогам которого он зарабатывает бонусные баллы, а фармкомпания получает подробный отчет о том, кто, с какой попытки и на сколько процентов выполнил тест.
Повторение – мать учения
Независимо от того, как первостольники запомнили информацию и смогли применить новые знания на практике, повторный визит в эту аптеку медпредставителя компании будет в лучшем случае в следующем сезоне. На портале с видеокурсами всегда есть возможность повторно прослушать информацию по препарату, если в ходе продаж возникли какие-то затруднения.
Эксперты начинают и выигрывают
Для первостольников немалое значение имеет то, кто именно рассказывает им о препарате. Видеокурс на портале «ФармТьютор» может провести опинион-лидер высокого статуса, имеющий ученую степень. Авторитетность такого лектора, в отличие от обычного медпредставители фармкомпании, обеспечивает высокий уровень доверия фармацевта к полученной информации.
Безграничные возможности интернета
Для фармкомпаний, использующих в качестве продвижения традиционные фармкружки, охват фармацевтов ограничен возможностями штата медпредставителей. При дистанционном обучении ни временных, ни территориальных ограничений нет – видеокурс транслируется на всю страну и может охватить до 50000 человек в год.
Не надо лишней работы
Прежде чем запустить процесс обучения в фармкружках, представителю компании нужно прийти отдельно с визитом в каждую точку сети. Эта огромная организационная работа существенно упрощается при онлайн-обучении, которое дает возможность отобрать для обучения определенные аптечные сети через создание виртуальных корпоративных университетов.
Все вижу, все слышу
Как отследить работу медпредставителя в реальном режиме времени? Только в ходе двойных визитов. Обучение на портале «ФармТьютор» дает возможность отслеживать статистику просмотров и выполненных тестов в личном кабинете фармкомпании, сводя все данные в развернутые ежемесячные отчеты.
Без переплаты
Представительские расходы компании на визит в аптеку медпредставителей, как правило, не зависят от конечного результата. При онлайн-обучении первостольников оплата производится «по факту» – за количество выполненных тестов.
Итак, преимущества дистанционного обучения перед традиционным фармкружком очевидны. Так что же, прощай, медпред? Конечно, нет – в новой реальности медпредставители – это проводники и помощники онлайн-обучения. Их опыт живого общения с работниками аптек незаменим при
• стимулировании интереса фармацевтов к дистанционному обучению;
• сборе персональных данных для регистрации на портале фармацевтов нужных им аптечных сетей;
• сборе обратной связи и оценке эффективности проведенного дистанционного обучения.