Даешь молодежь!
Адаптация сотрудников без опыта работы
Итак, вы решились взять в аптеку «кота в мешке» – сотрудника без опыта работы. Как можно помочь ему быстрее адаптироваться на новом месте работы и, самое главное, раскрыть свой потенциал?
Любую адаптацию к новому месту работы можно разделить на несколько видов: профессиональную, социально-психологическую и психофизиологическую.
Профессиональная адаптация – это непосредственно освоение профессии, ее тонкостей, специфики и необходимых навыков. Важно понимать, что скорость и качество работы молодого специалиста поначалу будут значительно ниже, чем у работника со стажем. Ведь новичку нужно не только впервые соотнести теоретические знания с практикой, но и начать ориентироваться в ассортименте наименований, запомнить место расположения препаратов. Если у работника со стажем отпуск лекарственных средств становится автоматическим: открывая шкаф, он уже знает и форму, и цвет упаковки, и поэтому с легкостью находит необходимый препарат – то новичку доставляет немало хлопот найти нужное лекарство. Чтобы добиться необходимого автоматизма, юным кадрам требуется в среднем два-три месяца.
Независимо от наличия опыта работы каждый новичок должен познакомиться со стандартами обслуживания, принятыми в компании. Хорошо, если они оформлены в виде небольшой брошюры, в которой кратко обозначены стандарты внешнего вида, правила установления контакта с посетителем и презентации товара. От того, насколько четко и понятно прописаны стандарты обслуживания, напрямую зависит продолжительность адаптационного периода.
Новички, как правило, практически не владеют коммуникационными навыками, необходимыми любому первостольнику. Чтобы к абстрактным знаниям вчерашнего студента добавились прикладные, в течение нескольких недель после его трудоустройства компании желательно отправить его на тренинг по активным продажам (или воспользоваться возможностями корпоративного обучения портала «Фармтьютор»).
Следующий вид адаптации – психофизиологический – заключается в постепенном привыкании к условиям труда, режиму работы и отдыха. Здесь адаптация молодых кадров не будет представлять особых сложностей, так как в основном она зависит от здоровья человека и его естественных реакций – того, что у молодых людей, как правило, в избытке.
Еще один немаловажный аспект привыкания новичка к месту работы – социально-психологическая адаптация к коллективу. Чтобы помочь начинающему первостольнику почувствовать себя своим, необходимо уделить особое внимание его знакомству не только с деловым кодексом, но также с коллективом и традициями компании.
Адаптация новичка напрямую зависит от того, как принимает пришедшего работника коллектив. Настороженность сложившегося коллектива к незнакомому человеку присутствует в большинстве случаев, и ее можно даже назвать стандартной реакцией на нового человека. В зависимости от гибкости и коммуникабельности нового сотрудника принятие в коллектив может быть довольно быстрым или очень медленным. Но процесс «притирки» все равно будет иметь место. Помочь пройти этот процесс по возможности быстро и безболезненно помогут различные корпоративные мероприятия – совместные празднования дней рождений и праздников, выездные тренинги и семинары, а также кампании по поощрению и признанию достижений работников аптеки.
Адаптация новичка напрямую зависит от того, как принимает пришедшего работника коллектив
Как вы уже поняли, воспитание молодых кадров – это сложное и беспокойное дело. Помните, что работодателю, готовому брать на работу молодых, придется расти вместе с ними, а еще учится разговаривать на общем языке, отличающемся от его привычных, уже давно выстроенных рамок. Что ему придется много вкладывать в таких сотрудников, не только обучая профессиональным навыкам, но тонко, бережно и заботливо заниматься адаптацией и мотивированием такого неспокойного персонала, каким является молодежь.
Завоевать доверие молодого сотрудника, поняв его надежды, и ожидания – значит, повысить его лояльность. А лояльный молодой сотрудник, даже совершающий ошибки – огромный ресурс для аптеки, потому что именно за ним завтрашний день.